- Меймет, Дэвид
- (Mamet, David)Настоящая фамилия: Вайц. Драматург, сценарист, режиссер. Родился 30 ноября 1947 года в Чикаго. После окончания колледжа в Плейнфилде, штат Вермонт, вернулся в Чикаго, где возглавил основанную им театральную труппу. Несколько позднее стал художественным руководителем чикагского "Гудмен театр", одновременно читая курсы лекций в Чикагском, НьюЙоркском и Йейльском университетах. Писать он начал в двадцатилетнем возрасте, когда, будучи актером, стал сочинять короткие диалоги для практики коллег, а первую постановку своей пьесы увидел на сцене в 1971 году.Две его ранние работы для театра, поставленные в так называемых "внебродвейских" театрах получили премию "Оби", сам же Меймет вскоре завоевал репутацию одного из ведущих американских драматургов. Пика своей популярности он достиг в 1984 году, когда его пьеса "Гленгерри Глен Росс" завоевала Пулитцеровскую премию, а также премию сообщества нью-йоркских театральных критиков. Экранизированная в 1992 году режиссером Джеймсом Фоли, пьеса раскрывает картину жесточайшей конкуренции в среде агентов по продаже недвижимости (успешных начальство обещает поощрить, неудачников — уволить), готовых ради достижения своей цели пойти на мошенничество. Эти две темы: стремление к успеху любой ценой за счет устранения конкурента и злоупотребление доверием в эгоистических целях, которое конкретно выражается в обмане, — являются главными в творчестве Меймета. В них он видит реальный смысл мифа об "Американской мечте", вокруг них так или иначе строится большинство из его двадцати пьес.Еще до того, как впервые выступить в качестве режиссера-постановщика картины по собственному сценарию, Меймет начал сотрудничать с другими режиссерами. Он является сценаристом таких фильмов, как "Почтальон всегда звонит дважды" Рэфелсона, "Вердикт" Люмета, "Неприкасаемые" Де Палмы, "Восходящее солнце" Кауфмана, "Хвост вертит собакой" Левинсона. В сценариях, равно как и в собственных пьесах, Меймет проявляет себя мастером острых, афористичных, насыщенных идиомами диалогов ("Гленгерри Глен Росс" прославился помимо всего чрезвычайной непристойностью используемых героями выражений). Благодаря некоторой стилизованности и многозначности их часто сравнивают с диалогами классика современного театра, английского драматурга Пинтера. Режиссерским дебютом Меймета стал фильм "Дом игр" (1987). В этом психологическом триллере автор развивает свою излюбленную тему мошенничества и злоупотребления доверием, связанного с азартными играми. Его героиня (ее играет актриса Линдси Краус, в то время жена Меймета), врач-психолог, пытаясь помочь своему пациенту, страдающему маниакальным пристрастием в игре, сама попадает в мир, где уже ни она сама, ни зрители до самой развязки не знают, кто кого обманывает. Фильм получил приз за лучший сценарий на Венецианском фестивале и утвердил репутацию режиссера как кинематографиста со своим художественным видением, если и связанного с Голливудом в каких-то общих тенденциях, идущего, тем не менее, своим собственным путем.Там же в Венеции на следующий год Джо Мантенья и Дон Амиче, исполнители главных ролей его следующего фильма "Все меняется", разделили приз .за лучшую мужскую роль. Сюжет здесь снова построен на ситуации обмана: Дон Амиче играет старого спожника, который, будучи похож на главаря мафии, соглашается пойти за него в тюрьму, а Мантенья в роли туповатого гангстера охраняет его до выдачи властям и создает в глазах обитателей и администрации отеля, где они проводят оставшиеся выходные дни, впечатление, что там и вправду поселился какой-то "крестный отец".В соответствии с часто цитируемым им высказыванием Вольтера "Слова были придуманы, чтобы скрывать чувства", Меймет не любит, чтобы актеры как-то специально "играли", требуя от них просто неаффектированного проговаривания текста, поскольку "сьгграть" должна сама ситуация, В этом отношении идеальным исполнителем для него был старый соратник по чикагскому театру, обаятельный, но совершенно закрытый Джо Мантенья, появившийся в обеих упомянутых картинах и в еще в одной: "Отдел убийств" (1991). В этой последней он играет полицейского, в ходе расследования банального на вид убийства втянутого в загадочную ситуацию, которая кажется ему тайным антисемитским заговором и вносит разлад в устоявшуюся жизнь.Откликнувшись, но совершенно по-своему, на модную тему "сексу альных домогательств" в экранизации своей пьесы для двух исполнителей "Олеанна" (1994), Меймет снова вернулся к любимой теме игр, обмана, взаимного манипулирования в триллере "Испанский узник" (1997, название фильма — это название азартной игры). Его герой, изобретатель некой формулы, подобно хичкоковскому персонажу оказывается втянут в борьбу непонятных для него сил промышленного шпионажа, в которой ему оказывается очень непросто уцелеть. Главную женскую роль играет нынешняя жена Меймета Ребекка Пиджн.В 1998 году режиссер впервые взялся за работу над фильмом не по своему сценарию. Это римейк снятой в 1948 году Энтони Асквитом экранизации пьесы Теренса Раттигана "Кадет Уинслоу". Английская драма об отце, добивающемся оправдания своего сына, несправедливо обвиненного в воровстве, оказалась созвучна творческим интересам режиссера, сценариста, писателя, постоянно занятого проблемой раскрытия и сокрытия правды в ходе игр, в которые играют люди.Помимо пьес и сценариев Меймет написал два романа, четыре детские книги, несколько книг эссе и книгу "О кинорежиссуре" (1991).А. ДорошевичФильмография:◘ "Дом игр" (House of Games), 1987;◘ "Все меняется" (Things Change), 1988;◘ "Отдел убийств" (Homicide), 1991;◘ "Олеанна" (Oleanna), 1994;◘ "Испанский узник" (The Spanish Prisoner), 1997;◘ "Мальчик Уинслоу" (The Winslow Boy), 1998.Библиография: Момет Д О Кинорежиссуре //Искусство кино. 1996. N 8; Мокроусов А. Это сладкое слово "сэкшл хиразмент" //Огонек. 1995. N 1/2/3; Bigsby CW.E. David Marnet. L. 1985; Corral D. David Mamet. Houndmills. 1987; Kaufman S. "Deaths of Salesmen" /Ahe New Republic. 1992. Oct. 26; Brewer G. Dovid Mamet and Film. 1993; Covington R. Interview with//Salon Magazine. 1997. N 10.
Режиссерская энциклопедия. Кино США. — Научно исследовательский институт киноискусства. М.: Материк. Т. Н. Ветрова, А. Н. Дорошевич, И. А. Звегинцева, Д. Л. Караваев, Е. Н. Карцева, Г. В. Краснова, М. Л. Теракопян, Т. С. Царапкина. 2002.